Каз Рус Главная Регистрация Вход
Приветствую Вас, Гость · RSS
Меню сайта
Сайт живет ...
WOweb.ru - Scripts - JavaScript - Дни существования сайта
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Прогноз погоды

Виджет-закладки
 Страницы истории
 

Страницы истории


   В отдалённом прошлом территория Бурлинского района Западно-Казахстанской области являлась частью Великой Заяицкой степи. Она имела богатую природу.
Свыше двухсот лет назад на этих просторах паслись дикие лошади-тарпаны, много было степных волков, давших этим местам название - б?рілі(волчье) приволье, обилие трав, водных источников, а также плодородность почвы,обеспечивали степняков условиями для развития скотоводства, выращивания зерновых, бахчевых культур. 1804 г. Мая 17 в письме Оренбургского военного губернатора князя Г.С.Волконского министру внутренних дел графу В.П.Кочубею сообщается о земледелии у казахов-семиродцев, проживающих по реке Илек в аулах Табынского рода Елкичинского отделения. Именно на этой территории казахи Младшего жуза вели оседлый образ жизни.Строили поселения, занимались земледелием. Для своего зимовья они выбрали местечко Карашыганак, где ныне расположено месторождение. С В 1792 году в сентябре сарбазы батыра Сырыма Датулы осаждали Илецк, чтобы захватить его, стереть с лица земли, но превосходящие силы казахов с помощью артиллерии отогнали их в степь. Русское правительство по проекту Оренбургского губернатора стало усилено расселять казахов вниз и вверх по Яику. Так стали возникать форпросы, то есть военные поселения, обязанные не только поселения, обязанные не только нести караульную службу, но и захватывать и осваивать степные просторы. Эти события происходили и на территории нашего района.
    Страницы истории свидетельствуют, что аксакалы хотели примирить Султана Баймаганбета с акыном-батыром Махамбетом. Недалеко от тех мест, где ныне город Аксай, Махамбет всё-таки бичевал своего злейшего врага - правителя Баймагамбета. В прошлом за эту богатую территорию происходили большие схватки.
     В Уральском историко-краеведческом музее имеется гравюра, изображающая бой, казаков и казахов. Об этой Утвинской битве казаками была сложена песня: «Как за речкою было за Быстрою, за Утвой, За славными было за Утвинскими за горами. Распахана была там пашенка яровая, Не плугом была пашня пахана, не сохою. Взборонена была та пашенка не бороною. Не рожью она была, братцы, засеяна, не пшеницею: Засеяна была, братцы, казачьими головами. Битвы на реке происходили не редко, так как эта река имела важное значение, местность около нее давала хорошие угодья и для скотоводства, и для земледелия. Но в основном до начала 20 века эта территория оставалась во владении казаков. Из донесения хана Младшего жуза Шергазы на имя Александра 1 говорится: «…Еще в давно минувшие времена, когда были живы наши предки-ханы, внешняя степная часть, начиная с половины р.Урал, находилась в вечном владении нашего киргиз-казахского народа. С того времени мы летом и зимою проживали на этих землях. Но в последние годы нас, безжалостно обижая, оттеснили вглубь степи на расстояние 15-ти верст и подвергли величайшему разорению. Под предлогом прокладывания дороги и устройства вдоль реки Илек, идушей от р.Урал в степь, пикетов и форпостов, нас также оттеснили от берегов р.Илек, предоставив эти земли русским, проживающим на пограничной линии, под хутора и пастбища для скота». Далее, обращаясь к царю, хан просит развеять висящую над казахами несправедливость. Но на это обращение царское правительство ответило своим усердием по захвату казахских земель между Уралом и Илеком. Было отнято 600 тысяч десятин лучших плодородных участков, ранее принадлежавших казахам.
    В конце IXX и в начале XX веков возникают новые русские поселения, основанные уже не казаками. Они появляются на бухарской стороне, как переселенческие поселки. Это были по преимуществу украинские переселенческие поселения, строившиеся около казачьих форпостов, выдвинутых в казахскую степь. В 1888 году начинают появляться отдельные переселенческие поселения. В большом количестве движение переселенцев в крае, в частности, в нашем районе, началось после 1905 года. Царским правительством отводились для них земельные участки на казахских территориях. В 1906 году с трибуны Государственной Думы прозвучала знаменательная речь Бакытжана Каратаева- депутата от Уральской области в защиту казахских шаруа, лишенных своих земель. Но несмотря на протесты степняков, правительство продолжало силой отнимать у казахов лучшие плодородные земельные участки и отдавать их переселенцам. Так, в 1915 году на том месте, где ныне расположен город Аксай, возникало поселение под названием Новогеоргиевское, основанное украинскими крестьянами-переселенцами из Екатеринославской губернии. До революции 1917 года,здесь, где сейчас стоит наш город, была пустынная местность, степную растительность представлял ковыль, перекати-поле, кое-где, меж сопок по оврагам росли кустарники: карагана, дикой вишни, серебристого лоха. Населённые пункты, в основном, состояли из казахских аулов.Там, где расположены дорожно-строительные организации стоял аул №13. Население в основном занималось животноводством. В 1914 году начали строить железную дорогу от Илецка до Уральска, но строительство пришлось прекратить так как не хватало ни людей, ни техники. Кроме того, началась империалистическая первая мировая война, в которой старая Россия воевала с Германией.
    В советское время, в начале 30-х годов началась подготовка к прокладке железнодорожной ветки Уральск-Илецкая защита. В Новогеоргиевском были размещены базы, склады, общежития и жилые дома для рабочих - железнодорожников, и вскоре новый поселк получил название «Казахстан». Это произошло в 1938 году.
    Итак, в прошлом веке на месте нынешнего Аксая располагался поселок Новогеоргиевка, который дал начало нашему городу.
В 1915 в связи с началом строительства участка железной дороги длиной 215 км. Уральск - Соль-Илецк, существенно сократился путь из центра в Среднюю Азию, но война, разруха надолго прервали развитие региона, и, лишь в 30-ые годы с началом индустриализации завершилось строительство железной дороги на станции Казахстан, где одновременно были построены паровозное депо, пункт технического осмотра вагонов, электростанция, угольный склад, система водоснабжения. Возводилось жилье для железнодорожников, железнодорожная больница, школа, детский сад. С перенесением на ст. Казахстан хлебоприемного пункта завершилось строительство железной дороги и образовался Бурлинский район.
    С началом Великой Отечественной войны ст. Казахстан, как и вся Уральская область, превратилась в прифронтовую зону. Через нее шли эшелоны с военной техникой, продовольствием, пополнением для сражающейся армии, в депо ремонтировался подвижной состав. В годы войны в депо работали одни подростки и старики. Они работали под девизом: "Всё для фронта! Всё для победы над фашизмом!” И потянулись через нашу станцию поезда с одним назначением – "Для фронта!” Во время войны на станции была организована автобаза и сенопункт, которые занимались заготовкой грубых кормов для нужд Красной Армии.В послевоенные годы наш район стал интенсивно заниматься хлебопашеством, поэтому для хранения зерна были построены склады хлебоприёмного пункта.
    В 1954 году началось освоение целинных земель в Поволжье и Казахстане. Молодёжь с энтузиазмом откликнулась на призыв: "Все на целину!”.Через нашу станцию опять пошло много поездов с людьми, техникой, которые ехали на целину.Люди осваивали новые земли, строили новые посёлки.Много молодёжи приехало в Казахстан из Украины, Белоруссии, Молдавии, России.В 1958 году был построен Казахстанский элеватор.Высота его 60 метров по своей мощности он одиниз крупнейших в Республике.На строительстве элеватора работало 1,5 тысячи человек. Стройка имела всесоюзное значение и была оснащена современной техникой.
    В середине 50-х годов строятся другие предприятия: хлебозавод, молокозавод, казсельхозтехника. В 1956 году строится школа №1. В 60-е и 70-е годы заметны большие перемены: развернулось жилищное строительство, на месте землянок появились современные дома, новые улицы. В 1962 году начала работать первая музыкальная школа на 60 учащихся. С 1963 года посёлок городского типа Казахстан становится районным центром.
  В новом райцентре строятся административные здания, районная больница, кинотеатры "Октябрь”, "Дружба”, 4-этажные дома по ул.Советская, активно идёт жилищное строительство, растёт население. Все пути начинаются с вокзала. И дорогу в жизнь нашему городу дал вокзал.
    В 1936 году, в годы првых пятилеток была проложена железнодорожная ветка, соединившая город Уральск и станцию Илецк. Именно на этом месте было решено заложить станцию. И с 1936 года развернулось строительство станции Казахстан. Местное население было не в силах управляться с таким огромным объёмом работ, поэтому потянулись в казахстанскую степь люди со всей страны. Это были люди разных национальностей из бывших союзных республик. По этой железной дороге через нашу станцию проходят сотни поездов, проезжают тысячи пассажиров. Через станцию Казахстан проходит связь юга Казахстана, Средней Азии с Россией, с её Поволжьем, Центральной Россией, а также с Уралом и Сибирью.Первый пассажирский поезд из Уральска на Оренбург прошёл 11 июня 1937 года. В это же время было построено оборотное депо со всеми службами.Там производили ремонт и обслуживание паровозов, а затем и тепловозов. В южной части станции было построено здание телеграфа, отдыхающий пункт,и сама станция со всеми пристройками. В это время строятся: больница, школа № 46 (ныне №5), детские ясли, двухэтажные деревянные и каменные жилые дома для железнодорожников. Других производств до войны больше не было. Прошли годы, многое изменилось в архитектурном облике Аксая, но в центре его стоит исторический объек - железнодорожная станция с вокзалом и другими службами. Радует своим обликом отремонтированный вокзал. Здесь десятки лет работали замечательные люди.
   В 2004 году отмечали 100-летие железных дорог Казахстана – это большой праздник для всех, кто был причастен к этой работе и трудится в настоящее время. Важный штрих к этой дате – строительство железной дороги Уральск – Илецк, которая проходила через станцию Казахстан. Об этом вспомнает М.Т.Надточий, ветеран Уральского отделения перевозок. Интересно отметить, что научные обоснования прокладки линии Уральск – Илецк были сделаны ещё в 1904 году. В то же время проектировались линии: Уральск – Царицын, Уральск – Акмолинск. Прокладка линии Уральск – Илецк началась в январе 1914 года, и к июню 1917 г. на 50% были выполнены земляные работы и уложены рельсы со стороны Уральска до ст. Ангаты. Со ст.Чингирлау, были заложены фундаменты опор через р. Урал. На строительстве использовались военнопленные турки, австрийцы, венгерцы, чехи.
    В середине 20-х годов по инициативе Уральского губисполкома началось строительство линии Уральск – Илецк. Зимой 1935 года стали завозиться строительные материалы, начальником строительства был назначен С.И Друян, который ранее возглавлял строительство железной дороги «Валуйки – Балашов – Пенза». Строительство велось одновременно со станций Уральск и Соль – Илецк. Встреча произошла на ст. Казахстан. На стройке работало 6 тысяч человек, из них 2000 рабочих из Бурлинского, Теректинского, Чингирлауского районов нашей области. Было построено 10 средних, 88 малых мостов через реки и овраги, 6 станций, 55 жилых зданий для путейцев вдоль линии, 2 паровозных депо, 2 электростанции. Три ажурных фермы по 110 м. и четыре по 88 м. гордо вознеслись над рекой Урал, они сохранились до нынешних дней. Конструкторы-инженеры обучали рабочих новой технике. 1 декабря 1936 года путь длиной 265 км был уложен. Первыми испытали мост через реку Урал машинист паровоза ШИ-3537 Смирнов, помощник Мальков, кочегар Черкасов. Приемная комиссия НКПС, возглавляемая крупным специалистом Колодяжным, приняла стройку с высокой оценкой. Стройка явилась школой для многих тысяч людей разных национальностей. По - стахановски, перевыполняя нормы, работали на строительстве железной дороги: Калинкин, Коба, Панкратов, Кондратьев, Китаев, Адиулов, Ермухамбетов, Кадыргалиев, Еманов. Стройка крепила дружбу между представителями казахского, русского, украинского и других народов. Одновременно строились и другие объекты: жилые дома, электростанции. В 1937 году был построен новый корпус паровозного депо, действующий и ныне, было организовано строительство цехов и подсобных помещений. С постройкой моста через Волгу в 1935 году, стал курсировать пассажирский поезд "Москва – Уральск”, а 15 мая 1938 года было открыто сквозное движение через Уральск поезда "Москва – Алма-Ата”. Уральское отделение стало лучшим на Рязано-Уральской железной дороге.
   С постройкой линии Уральск-Илецк через станцию Казахстан, Уральская область получила прямой железнодорожный выход в республики Средней Азии, в Сибирь и Южный Урал, которые стали иметь железнодорожную связь с экономическими районами европейской части Советского Союза. Это способствовало развитию народного хозяйства Казахстана.
 
К 75-летнему юбилею Бурлинского района. (СӨЗТIЗБЕК "БӨРЛI АУДАНЫНА - 75 ЖЫЛ")
Copyright MyCorp © 2024
Календарь
«  Апрель 2024  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
2930
Тебе, выпускник!
Наши друзья

Это интересно...
Интересные факты
Архив записей