Записи тренера по занятию
Разминка «4 угла»
Для создания благоприятной обстановки, отдыха после рабочего дня я предлагаю вам поиграть в игру «4 угла». Вам необходимо отвечать на вопросы по определенному алгоритму . Я задаю вопрос, который имеет четыре заданных варианта ответов и пятый – свободный. При этом каждый из заданных ответов соответствует определенному цвету (красному, желтому, зеленому, синему), который в свою очередь, соотносится с одним из четырех углов комнаты. Прослушав вопрос, Вы выбираете один из предложенных вариантов ответа и перемещаетесь в тот угол, который ему соответствует. Если вариант Вам не подходит, Вы остаетесь в центре комнаты.
Вопросы:
- Ваш любимый цвет?
- Красный
- Желтый
- Зеленый
- Синий
- Ваша любимая пора года?
- весна – зеленый
- лето - красный
- осень - желтый
- зима - синий
- Ваше любимое время суток?
- утро - зеленый
- день - красный
- вечер - желтый
- ночь - синий
- Ваш любимый праздник?
- день рождения - зеленый
- Пасха - Красный
- Рождество- желтый
- новый год - синий
- Ваша любимая телепередача?
- новости - зеленый
- музыкальные передачи - красный
- телесериалы – желтый
- спортивные передачи - синий
- Ваш любимый напиток?
- сок - зеленый
- кока-кола - красный
- минеральная вода - желтый
- пиво - синий
- Где больше всего Вам нравится учиться?
- на семинаре - зеленый
- при лекционной форме орг. работы - красный
- в библиотеке - желтый
- дома - синий
- Какова главная задача педагога?
- предоставлять информацию - зеленый
- уметь организовывать коммуникацию - красный
- давать советы и консультации - желтый
- создавать условия для получения практических навыков - синий
- Какой метод обучения является оптимальным?
- лекция - зеленый
- дискуссия - красный
- групповая работа - желтый.
Задание 1 Отметьте знаком. Ниже даны личностные и деловые качества учеников. отметьте знаком «+» те качества ,которые Вам нравятся в учениках , а знаком «-» те что не нравятся:
1 Дисциплинированный
2 Неровно успешный
3 0рганизованный
4 Выбивающийся из общего темпа
5 Эрудированный
6 Странный в поведении, непонятный
7 Умеющий поддерживать общее дело
8 Выскакивающий на уроке с нелепыми замечаниями
9 Стабильно успевающий (всегда хорошо учится)
10 Занятый своими делами
11 Быстро, на лету схватывающий.
12 Не умеющий общаться, конфликтный.
13 Общающийся легко, приятный в общении.
14 Иногда тугодум, не может понять очевидного.
15 Ясно, понятно для всех выражающий свои мысли и цели.
16 Не всегда подчиняющийся большинству или официальному руководству
Притча « Школа для животных»
Была однажды создана школа для животных. Преподаватели были уверены, что у них очень понятный учебный план, но, почему-то, учеников преследовали неудачи. Утка была звездой урока по плаванию, но полностью проваливалась на лазании по деревьям. Обезьяна была великолепна в лазании по деревьям, но получала тройки по плаванию. Цыплята были превосходны в поиске зерен, но так срывали уроки по лазанью по деревьям, что их ежедневно отправляли в кабинет к директору. Кролики делали сенсационные успехи в беге, но им пришлось нанимать индивидуального преподавателя по плаванию. Печальнее всего обстояли дела у черепах, которые, после многих диагностических тестов, были объявлены “неспособными развиваться”. И их послали в специальный класс, в отдаленную нору суслика.
Работая в такой обстановке, со столь различными животными, учителя звериной школы оказались в затрудненном положении, выявляя лесные таланты. Как вы уже догадались, темой нашей сегодняшней встречи будет именно детская одаренность или как рождаются таланты?
Задание 2:Презентация «Одаренные дети».
Задание 4 Презентация «Выявление одаренности»
(разбор ситуации «Красные кони на синей траве».).
Задание. Прочитайте описание педагогической ситуации и дайте оценку организации процесса обучения отражённого в ситуации. Время выполнения – 25 минут. Ситуация. «Красные кони на синей траве».
Внук пришёл из школы грустный, задумчивый.- Что случилось?- спрашиваю. Передёрнул плечами.- Неужели двойку получил?- Вздыхает, не глядя на меня, говорит: -Дед, а дед. А какие кони бывают? Ну, какого цвета?-А причём тут кони?-Ну, какого?- Гнедой, значит, масти…-А что такое масть?-Это цвет шерсти. Гнедая лошадь – красновато-рыжая. Ещё есть буланая – светло-жёлтого цвета.-Скажи, дед, а красные лошади бывают. Вот трава синяя бывает. Я сам видел. В деревне. Ещё белый дым над ней плыл.-Ты хочешь сказать – туман?-Пускай туман. Понимаешь, под таким дымом трава синей бывает. Вот я и нарисовал красных-красных коней и синюю-синюю траву, на которой они паслись. А она…она…-Кто это «она».-Учительница. Говорит, так не бывает. Говорит, кони бывают рыжие, серые, чёрные. А трава- зелёная. Но я же видел, понимаешь, видел…Я не знал, как реагировать, ведь сказала учительница, а её слово должно быть авторитетным.-Хорошо, хорошо… Разберёмся .А из головы не выходило: «Красные кони… красные кони». Как у Петрова-Водкина – «Купание красного коня».Конечно, внук-второклассник этого художника ещё не знает. Но он видел своё и нарисовал как умел, как чувствовал. И хорошо, что мир для него так многокрасочен, что у мальчика своё собственное восприятие жизни. Ведь это по – моему, всем ясно. Но я всё же решил сходить в школу. Нет, не из-за двойки. Надо ведь когда-нибудь познакомиться с учительницей внука поговорить с ней. Короче, отправился в школу. Как раз началась большая перемена. Заглянул в класс. Учеников не было. Две молодые женщины, несомненно, учительницы, примеряли свитер. На меня не обратили внимания. Я вежливо кашлянул. Никакой реакции. Вышел, прикрыл дверь. Немного походил. Снова заглянул в класс.-Вам кого, мужчина? – с досадой и вызовом спросила одна из женщин. Я отрекомендовался, сказал, что мне нужна учительница внука Андрейки.-Это я, - не мигая сказала учительница и зачастила:- Мальчик – ничего, способный, успевает не плохо. Правда, много мух в голове.-Что? Каких мух? –не понял я.- Обыкновенных, - снимая, свитер сказала учительница.- Нарисовал, например, зачем –то красных лошадей. Разве такие бывают? Или синяя трава!.. Бред какой-то. Ведь трава всегда зелёная. Я ему двойку поставила.-Но, позвольте… Помните, «Купание красно коня» у Петрова-Водкина…-Ничего не помню. Небось какой-то авангардист… Сколько их сейчас развелось!-Но ведь это большой мастер. К тому же он давно умер.-Тем более срисовывать не позволено. Нужно самому, как оно в жизни есть. Разговор становился бессмысленным. Вторая учительница давно ушла. В класс стали заглядывать ученики. Прозвенел звонок.-Хорошо. Значит, солнце - жёлтое, снег – белый, небо – голубое…- А как иначе? – округлив глаза, недоумённо смотрела на меня учительница. – Как?.. Я не ответил. Попрощался. Мне было её жаль. Но больше жаль второклашек, которых она учила.
Обсуждаем ситуацию:
1. Прокомментируйте деятельность учителя в соответствии с темой занятия.
2. Составьте образ ученика
3. Предложите свой вариант выхода из сложившейся ситуации.
Задание 5 Упражнение «Одаренный ребенок» (работа в группах)
Упражнение «Одаренный ребенок» (работа в группах)
Почему же так происходит? Процент одаренных детей во всем мире растет примерно на 3-5% в год, а процент одаренных выпускников снижается еще более стремительно? Может быть, причина не всегда в детях? Всегда ли мы готовы и можем распознать способности ребенка? Вашему вниманию предлагается описание 6 различных детей, ваши задачи:
- предположить «школьный статус», т.е. определить «на каком счету» находится каждый из них.
- И найти среди детей одаренных и дать название данной одаренности.
- По возможности найти среди своих учеников подходящих под каждое описание ( 20 мин)
Раздаточный материал:
Ученик1 Паша был очень любознательным мальчиком, мог быстро переключаться с одного вида работы на другой. Из-за живости мыслительных процессов он иногда перескакивал с мысли на мысль, что мешало ему красиво изъясняться. Окружающие еще с детства отмечали его сообразительность, так как он без труда делал правильные умозаключения, и без труда анализировал информацию, принимал решения. С малых лет говорили, что он не может долго удерживать внимание на однообразной и неинтересной работе. Потому в школе Паша, как правило, скучал… ___________________________________________________________________________ __________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Ученик 2 Маша с детства обожала все живое, знала названия многих животных, места их обитания, их привычки, особенности. Девочка была очень прилежной и старательной ученицей, потому училась на отлично. Чутко реагировала на замечания и всеми силами старалась оправдать доверие взрослых. В начальной школе ее любимым предметом было природоведение. Многие полученные умения и новые знания Машенька пыталась использовать в своем увлечении животными. Так, например, изучая направление ветра, девочка предположила, что собачью будку во дворе, стоит повернуть так, чтоб Тобику не было холодно… Нетрудно предположить, что в старшей школе любимыми предметами у Маши стали биология, география… ___________________________________________________________________________ __________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Ученик 3 Света с детства не любила сидеть без дела, ее все интересовала и она везде «совала свой нос», занять ее, на долгое время, можно было какими-то заморочками, загадками. Родителей всегда удивляло то, что девочка никогда не делала так, как ей говорят. Когда она получала задание слепить из пластилина ежика, то в лучшем случае, получался маленький ежик в большой корзине или ежик на спине крупногабаритного слоника. Как не бились родители и классовод, но Света специально нарушала все инструкции, изобретала свой вариант и часто спорила. Высказывая иногда просто неосуществимые задумки. Она мало ориентировалась на мнение учителей и родителей, что создавало впечатление, что для ребенка просто не существует авторитетов ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Ученик 4 Костя с детства получил статус «гиперактивного» ребенка. Ему было несвойственно сидеть на месте. Он явно любил побеждать и одного участия ему было мало. Потому, как верно заметила классовод, результативность его работы резко увеличивалась в соревновательных упражнениях и в упражнениях на время. Косте было сложно управлять своими эмоциями, что составило основные трудности в общении. Мальчик явно отдавал предпочтения всем видам деятельности, при которых в кровь выбрасывается адреналин. В поисках острых ощущений он часто становился зачинщиком драк, организатором опасных игр. ______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Ученик 5 Ольга с детства имела хорошую зрительную память, однако часто избегала тактильного контакта, от того с первых классов у нее было не так много друзей. Девочка любила выполнять интересные и творческие задания, предпочитала все делать самостоятельно, но со стороны казалось, что она воспринимает все в деталях и не видит целостной картины. От того в ее исключительном самовыражении так часто наблюдались крайности цветов, слов, самовыражения. Многим людям казалось, что она слишком часто бывает далека от реальности, устремляясь в мир красоты и идеалов. ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Ученик 6: Стас с детства редко оставался в одиночестве, любил общество взрослых и ровесников, с удовольствием откликался на просьбы о помощи. Ни одна классная постановка не обходилась без его участия. Равнодушно к нему никто не мог относится, одних он раздражал, у других вызывал восхищение. Стас с легкостью брал на себя инициативу в любом деле и часто вмешивался в решение конфликтных ситуаций. ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Результаты: Ученик 1 – интеллектуальная одаренность, ученик 2 – академическая одаренность, ученик 3 – творческая одаренность, ученик 4 – психомоторная, ученик 5- художественно исполнительская ученик 6 – лидерская одаренность.
Зачитываем результаты и фамилии учеников.
Каким же образом детскую одаренность воспринимаем и развиваем мы?
Путем голосования, давайте попробуем выяснить, какой вид одаренности является признанным и имеющим перспективы развития в школьном образовании. Т.е. тот вид одаренности, на который мы чаще всего обращаем внимание: на первое место мы ставим (по результатам голосования на доску крепим вид одаренности). …
Каждая одаренность имеет свою специфику проявления и развития. В разные возрастные периоды возникают благоприятные внутренние условия для развития разных способностей. Если момент развития конкретной способности по какой-либо причине был упущен, это может сильно затруднить ее развитие в дальнейшем.
Задание6 Проанализируйте, что в школе по данной проблеме уже сделано, а что еще предстоит (имбирный пряник)
Рефлексия таблица Чиксентмихаий +калифорнийский сэндвич
|