Воспитать человека
математически образованного, причем гуманными методами, в гуманных формах, -
тот идеал, к которому стремится каждый цивилизованный учитель математики.
Мировая цивилизация в XXI веке выходит на новый этап развития. Для того чтобы
успешно жить и действовать в современном мире, необходимо быть постоянно
готовыми к изменениям, сохраняя при этом свою индивидуальность. Как отмечено в
докладе Президента РК Н.А.Назарбаева на II съезде работников образования и
науки, для осуществления прорыва к информационной цивилизации «сейчас
необходимы не столько «трудолюбивые пчелы»,сколько оригинально мыслящие
специалисты». В качестве наиболее важных педагогических идей, использование
которых может улучшить положение, выдвигаются идеи гуманизации,
гуманитаризации, дифференциации и индивидуализации обучения.
Перед учителем стоит задача – организовать процесс
обучения так, чтобы он обладал системой функций, адекватных структуре личности,
и одновременно с усвоением знаний и умений формировал и личность в целом.
Решение
данной задачи лежит в основе личностно-ориентированного обучения. Это видно из
ряда позиций присущих этому обучению:
·
личностно-ориентированное обучение
обеспечивает развитие и саморазвитие личности ученика, исходя из выявления его
индивидуальных особенностей как субъекта познания и предметной деятельности;
·
образовательный процесс
личностно-ориентированного обучения представляет каждому ученику, опираясь на
его способности, склонности, ценностные ориентации и субъектный опыт,
возможность реализовать себя в познании, учебной деятельности, поведении;
·
обученность и образованность не тождественны
по своей природе и результатам. Обученность через овладение знаниями, умениями
и навыками обеспечивает социальную и профессиональную адаптацию в обществе.
Образованность формирует индивидуальное восприятие мира, широкое использование
субъектного опыта в интерпретации и оценке фактов, явлений окружающего мира на
основе личностно значимых ценностей и внутренних установок;
·
в данном контексте традиционное обучение не
может быть ведущим. Значимыми становятся те составляющие, которые развивают
индивидуальность ученика, создают все условия для его саморазвития,
самовыражения;
·
личностно-ориентированное обучение строится на
принципе вариативности, то есть признании разнообразия содержания и форм
учебного процесса, выбор которых осуществляется учителем с учетом цели развития
каждого ребенка.
При построении личностно-ориентированной модели
обучения помимо сохранения преемственности с предыдущей образовательной
программой необходимо учитывать и особенности личности школьников.
Знакомясь с инновационными направлениями в педагогике, я остановила свой выбор на педагогической
технологии обучения Ж.А.Караева.
Перед разными категориями
учащихся ставятся различные цели: одни ученики должны достичь определенного
уровня подготовки, называемого базовым, а другие, проявляющие интерес к
математике и обладающие математическими способностями, должны добиться более
высоких результатов. В соответствии с этим в классе можно выделить две группы
учащихся: группа базового уровня и группа повышенного уровня. Конечно, состав
групп не должен быть застывшим. Желательно, чтобы любой ученик мог перейти из
одного уровня в другой.
Опыт показывает, что слабые
ученики охотно выполняют задания, содержащие инструктивный материал, особенно
те упражнения, в которых приведены данные для самоконтроля. Таким школьникам
недостаточно только показать ответ, так как они не в состоянии проследить всю
цепочку и найти ошибку. Такие задания
стимулируют познавательную активность слабых учащихся. Самостоятельно
выполнить такие задания они затрудняются, но охотно принимают участие в обсуждении
этих заданий, с интересом выслушивают объяснения приемов их решения.
Разноуровневые задания, составленные с учетом возможностей учащихся, создают в
классе благоприятный психологический климат. У ребят возникает чувство
удовлетворения после каждого верно решенного задания. Успех, испытанный в
результате преодоления трудностей, давал мощный импульс повышению
познавательной активности. У учащихся, в том числе и у слабых, появляется
уверенность в своих силах. Они уже не чувствуют страха перед новыми задачами.
Все это способствует активизации мыслительной деятельности учащихся, созданию
положительной мотивации к учебе. В своей работе на уроках я использую
разноуровневые карточки при проверке домашнего задания, при проведении
самостоятельных и контрольных работ. В этих карточках на первом этапе -решение
обязательных заданий, на втором этапе - более сложные задания, на третьем этапе
- задания, требующие творческого подхода. При получении такого задания каждый
ученик определяет для себя этапы работы. В каждой работе выделена обязательная
и дополнительная часть, используются разнообразные виды работы:
-
исправьте ошибки;
- выберите
правильный ответ или решение;
-
дополните определение (проверяется теория);
-
закончить решение.
Задания идут по вариантам.
В 6 классе ведя
факультативный курс «Введение в геометрию»
при разгадывании ребусов,
кроссвордов, составлении
сказок о геометрических фигурах видна активная работа даже слабых учащихся. Также в работе
использую тесты: тематические, итоговые. Задания в тестах подбираю по степени
сложности от легких к более сложным . Задания по работе с тестами предусматривают различные виды работ:
выбрать только ответы или кратко решить, чтобы видеть ход мыслей, рассуждения
ребенка.
Самостоятельные и контрольные
работы содержат задания обязательного уровня, задания повышенного уровня
сложности. Также при проведении контрольных работ использую несколько
вариантов, для сильных учеников более сложные задания, что исключает
списывание и дает индивидуальный подход к каждому ученику. При закреплении изученного
материала использую работу в группах, в парах: сильные и слабые или слабые, или
сильные, что очень нравиться детям. Здесь ученик может выступать в роли
учителя, тем самым, закрепляя свои знания. Работа по учебнику также
предусматривает личностно-ориентированное
обучение. Задания разбиты по уровню сложности. В своей работе практикую зачеты
по пропущенным темам для детей, в целях устранения пробелов в знаниях, после
прохождения темы провожу тематический зачет, в котором использую дифференцированные
задания, а в конце полугодия - итоговые зачеты. Ученики, которые хорошо сдавали
текущие зачеты от итоговых могут освобождаться.
В своей работе практикую и другое деление класса на группы:
1
группа - учащиеся, имеющие хорошие математические способности;
2 группа
- учащиеся, имеющие средние способности;
3 группа
- учащиеся, имеющие низкие способности.
Итак, в одном классе
получилось три группы учеников, по - разному относящихся к математике.
При изучении новой темы
выделяю четыре этапа: изучение, усвоение, закрепление и углубление. В течении
них должна быть усвоена тема. Первый этап обращен одинаково ко всем учащимся.
На следующих этапах проявляется дифференциация. Задания для группы №1
быстро переходят от обязательных к творческим. Группа №2 сосредоточивается на
упражнениях, которые требуют старания, хорошего понимания основных положений
темы и умений сделать 1-2 логических шага в направлении развития этих
положений. Задания для группы №3 снова и снова возвращают учащихся к основным моментам
объясненной темы.
Каждой группе учащихся даю
дифференцированную домашнюю работу
(практическая часть). Группе №3 на дом предлагаются задания, точно
соответствующие обязательным результатам обучения. Группа №2 выполняет такие же
задания и плюс более сложные задачи и упражнения из учебника. Для группы №1
задания из учебника дополняются задачами из различных пособий. Проверяется
домашняя работа мной и консультантами.
При организации базового повторения,
анализе ошибок в самостоятельных и контрольных работах предлагаю такие задания:
- выбери
из данных ответов верный;
- исправь
ошибку в данном равенстве;
- назови
правило, по которому выполнялось действие;
- поясните
причину ошибки;
- придумайте
подобное упражнение.
Как показывает опыт работы, внедряемые
элементы личностно-ориентированного
подхода активизируют стремление детей к знаниям. Ученики приучаются к
самоорганизации учебного труда.
Пока возможно рано говорить о
результатах, но положительные моменты использования личностно-ориентированного
обучения при обучении математике позволяет:
Ø
Обучать каждого
ученика на уровне его возможностей и способностей, создавая ситуацию успеха;
Ø
Развивать
творческий потенциал каждого ученика;
Ø
Формировать
уверенность у учащихся в своих силах, способностях, ответственности, честности,
товарищества, на воспитание трудолюбия, воли;
Ø
Обеспечивает
определенную степень самостоятельности детей в учении;
Ø
Объединять
учащихся определенного уровня обученности;
Ø
Предоставить
ребенку необходимые условия для оптимального развития выявленных задатков и
способностей;
Ø
Выбирать задания
по принципу доступности для каждого ученика, не отбивающие у них желания
работать, а увлекающие их к новым уровням сложности познания.
Однако, на ряду с множеством
положительных моментов есть и трудности:
1.
Большой объем
подготавливаемого раздаточного материала;
2.
Оценивание каждой
работы каждого учащегося, а это при
наполняемости класса в 25 и более человек (если учесть что технология Караева рассчитана на классы с небольшой
накопляемостью ).
Урок в
традиционном понимании был и остается основным элементом общеобразовательного
процесса, но в системе личностно- ориентированного обучения существенно
меняется его функция, форма организации. Урок подчиняется не сообщению и
проверке знаний (хотя и такие уроки необходимы), а выявлению опыта учеников по
отношению к излагаемому учителем содержанию. Для этого учитель, работая с
классом, выделяет различные индивидуальные смыслы, и, опираясь на них, отбирает
те, которые наиболее отвечают научному содержанию знаний, подлежащих усвоению.
Ученики не просто слушают рассказ учителя, а постоянно сотрудничают с ним,
высказывают свои мысли, делятся своим опытом, обсуждают то, что предлагают
одноклассники, отбирают с помощью учителя то содержание, которое закреплено
научным знанием. Учитель постоянно обращается к классу с вопросами типа: что вы
знаете об этом, какие признаки, свойства фигуры могли бы выделить, с какими из
них вы уже встречались и т.д. В процессе такой беседы нет правильных или
неправильных ответов, есть разные позиции, которые учитель начинает
«отрабатывать» с позиции математики. Задача учителя – не принуждать, а убеждать
учеников принять то содержание, которое заложено наукой. Ученики не просто
усваивают готовые образцы, а осознают, как они получены, в какой мере
соответствуют не только научному знанию, но и личностно значимым ценностям.
Такая работа может проводиться только на уроке, где задан жестко контекст и
содержание беседы, но их передача организуется как «встреча» различного
понимания этого содержания учителем и учениками. Научное содержание рождается
как знание, которым владеет не только учитель, но и ученик, происходит
своеобразный обмен знаниями, коллективный отбор его содержания. Ученик при этом
сам создает знания.
Построение технологии
обучения математике на основе индивидуальных особенностей и учета целей
развития каждого ребенка способствует не только повышению качества знаний
учащихся, но и их саморазвитию, самореализации, что является одной из важнейших
целей современного образования.
|