Каз Рус Главная Регистрация Вход
Приветствую Вас, Гость · RSS
Меню сайта
Категории
Доклады [8]
Сообщения [3]
Сайт живет ...
WOweb.ru - Scripts - JavaScript - Дни существования сайта
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Прогноз погоды

Виджет-закладки
 Всё обо всём
Главная » Файлы » Выступления » Доклады

ЛИЧНОСТНО-ОРИЕНТИРОВАННОЕ ОБУЧЕНИЕ МАТЕМАТИКЕ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ И САМОРАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТИ. Вольчак Н. В.
22.04.2011, 10:54

Воспитать человека математически образованного, причем гуманными методами, в гуманных формах, - тот идеал, к которому стремится каждый цивилизованный учитель математики. Мировая цивилизация в XXI веке выходит на новый этап развития. Для того чтобы успешно жить и действовать в современном мире, необходимо быть постоянно готовыми к изменениям, сохраняя при этом свою индивидуальность. Как отмечено в докладе Президента РК Н.А.Назарбаева на II съезде работников образования и науки, для осуществления прорыва к информационной цивилизации «сейчас необходимы не столько «трудолюбивые пчелы»,сколько оригинально мыслящие специалисты». В качестве наиболее важных педагогических идей, использование которых может улучшить положение, выдвигаются идеи гуманизации, гуманитаризации, дифференциации и индивидуализации обучения.

Перед  учителем стоит задача – организовать процесс обучения так, чтобы он обладал системой функций, адекватных структуре личности, и одновременно с усвоением знаний и умений формировал и личность в целом.

Решение данной задачи лежит в основе личностно-ориентированного обучения. Это видно из ряда позиций присущих  этому обучению:

·                        личностно-ориентированное обучение обеспечивает развитие и саморазвитие личности ученика, исходя из выявления его индивидуальных особенностей как субъекта познания и предметной деятельности;

·                        образовательный процесс личностно-ориентированного обучения представляет каждому ученику, опираясь на его способности, склонности, ценностные ориентации и субъектный опыт, возможность реализовать себя в познании, учебной деятельности, поведении;

·                        обученность и образованность не тождественны по своей природе и результатам. Обученность через овладение знаниями, умениями и навыками обеспечивает социальную и профессиональную адаптацию в обществе. Образованность формирует индивидуальное восприятие мира, широкое использование субъектного опыта в интерпретации и оценке фактов, явлений окружающего мира на основе личностно значимых ценностей и внутренних установок;

·                        в данном контексте традиционное обучение не может быть ведущим. Значимыми становятся те составляющие, которые развивают индивидуальность ученика, создают все условия для его саморазвития, самовыражения;

·                        личностно-ориентированное обучение строится на принципе вариативности, то есть признании разнообразия содержания и форм учебного процесса, выбор которых осуществляется учителем с учетом цели развития каждого ребенка.

При построении личностно-ориентированной модели обучения помимо сохранения преемственности с предыдущей образовательной программой необходимо учитывать и особенности личности школьников. Знакомясь  с инновационными  направлениями в педагогике,  я остановила свой выбор на педагогической технологии обучения Ж.А.Караева.

Перед разными категориями учащихся ставятся различные цели: одни ученики должны достичь определенного уровня подготовки, называемого базовым, а другие, проявляющие интерес к математике и обладающие математическими способностями, должны добиться более высоких результатов. В соответствии с этим в классе можно выделить две группы учащихся: группа базового уровня и группа повышенного уровня. Конечно, состав групп не должен быть застывшим. Желательно, чтобы любой ученик мог перейти из одного уровня в другой.

Опыт показывает, что слабые ученики охотно выполняют задания, содержащие инструктивный материал, особенно те упражнения, в которых приведены данные для самоконтроля. Таким школьникам недостаточно только показать ответ, так как они не в состоянии проследить всю цепочку и найти ошибку. Такие задания  стимулируют познавательную активность слабых учащихся. Самостоятельно выполнить такие задания они затрудняются, но охотно принимают участие в обсуждении этих заданий, с интересом выслушивают объяснения приемов их решения. Разноуровневые задания, составленные с учетом возможностей учащихся, создают в классе благоприятный психологический климат. У ребят возникает чувство удовлетворения после каждого верно решенного задания. Успех, испытанный в результате преодоления трудностей, давал мощный импульс повышению познавательной активности.  У учащихся, в том числе и у слабых, появляется уверенность в своих силах. Они уже не чувствуют страха перед новыми задачами. Все это способствует активизации мыслительной деятельности учащихся, созданию положительной мотивации к учебе. В своей работе на уроках я использую разноуровневые карточки при проверке домашнего задания, при проведении самостоятельных и контрольных работ. В этих карточках на первом этапе -решение обязательных заданий, на втором этапе - более сложные задания, на третьем этапе - задания, требующие творческого подхода. При получении такого задания каждый ученик определяет для себя этапы работы. В каждой работе выделена обязательная и дополнительная часть, используются разнообразные виды работы:

*              -  исправьте ошибки;

*              - выберите правильный ответ или решение;

*              -  дополните определение  (проверяется теория);

*              -  закончить решение.

Задания идут по вариантам.

В  6 классе ведя факультативный курс «Введение в геометрию»  при разгадывании  ребусов, кроссвордов, составлении  сказок    о геометрических фигурах  видна активная работа  даже слабых учащихся. Также в работе использую тесты: тематические, итоговые. Задания в тестах подбираю по степени сложности от   легких к более сложным . Задания по работе с  тестами предусматривают различные виды работ: выбрать только ответы или кратко решить, чтобы видеть ход мыслей, рассуждения ребенка.

Самостоятельные и контрольные работы содержат задания обязательного уровня, задания повышенного уровня сложности. Также при проведении контрольных работ использую несколько вариантов, для сильных учеников более сложные задания,  что исключает списывание и дает индивидуальный подход к каждому ученику. При закреплении изученного материала использую работу в группах, в парах: сильные и слабые или слабые, или сильные, что очень нравиться детям. Здесь ученик может выступать в роли учителя, тем самым, закрепляя свои знания. Работа по учебнику также предусматривает  личностно-ориентированное обучение. Задания разбиты по уровню сложности. В своей работе практикую зачеты по пропущенным темам для детей, в целях устранения пробелов в знаниях, после прохождения темы провожу тематический зачет, в котором использую дифференцированные задания, а в конце полугодия - итоговые зачеты. Ученики, которые хорошо сдавали текущие зачеты от итоговых могут освобождаться.

В своей работе  практикую и другое деление класса на группы:

*              1 группа - учащиеся,  имеющие хорошие математические способности;

*              2 группа - учащиеся, имеющие средние способности;

*              3 группа - учащиеся, имеющие низкие способности.

Итак, в одном классе получилось три группы учеников, по - разному относящихся к математике.        

При изучении новой темы выделяю четыре этапа: изучение, усвоение, закрепление и углубление. В течении них должна быть усвоена тема. Первый этап обращен одинаково ко всем учащимся. На следующих этапах проявляется дифференциация. Задания для группы №1  быстро переходят от обязательных к творческим. Группа №2 сосредоточивается на упражнениях, которые требуют старания, хорошего понимания основных положений темы и умений сделать 1-2 логических шага в направлении развития этих положений. Задания для группы №3 снова и снова возвращают учащихся к основным моментам объясненной темы.

Каждой группе учащихся даю дифференцированную  домашнюю работу (практическая часть). Группе №3 на дом предлагаются задания, точно соответствующие обязательным результатам обучения. Группа №2 выполняет такие же задания и плюс более сложные задачи и упражнения из учебника. Для группы №1 задания из учебника дополняются задачами из различных пособий. Проверяется домашняя работа мной и консультантами.

        При организации базового повторения, анализе ошибок в самостоятельных и контрольных работах предлагаю такие задания:

*              - выбери из данных ответов верный;

*              - исправь ошибку в данном равенстве;

*              - назови правило, по которому выполнялось действие;

*              - поясните причину ошибки;

*              - придумайте подобное упражнение.

      Как показывает опыт работы, внедряемые элементы личностно-ориентированного  подхода активизируют стремление детей к знаниям. Ученики приучаются к самоорганизации учебного труда.

      Пока возможно рано говорить о результатах, но положительные моменты использования личностно-ориентированного обучения при обучении математике позволяет:

Ø                    Обучать каждого ученика на уровне его возможностей и способностей, создавая ситуацию успеха;

Ø                    Развивать творческий  потенциал  каждого ученика;

Ø                    Формировать уверенность у учащихся в своих силах, способностях, ответственности, честности, товарищества, на воспитание трудолюбия, воли;

Ø                    Обеспечивает определенную степень самостоятельности детей в учении;

Ø                    Объединять учащихся определенного уровня обученности;

Ø                    Предоставить ребенку необходимые условия для оптимального развития выявленных задатков и способностей;

Ø                    Выбирать задания по принципу доступности для каждого ученика, не отбивающие у них желания работать, а увлекающие их к новым уровням сложности познания.

Однако, на ряду с множеством положительных моментов есть  и трудности:

1.                    Большой объем подготавливаемого раздаточного материала;

2.                    Оценивание каждой работы  каждого учащегося, а это при наполняемости класса в 25 и более человек (если учесть что технология  Караева рассчитана на классы с небольшой накопляемостью ).

Урок в традиционном понимании был и остается основным элементом общеобразовательного процесса, но в системе личностно- ориентированного обучения существенно меняется его функция, форма организации. Урок подчиняется не сообщению и проверке знаний (хотя и такие уроки необходимы), а выявлению опыта учеников по отношению к излагаемому учителем содержанию. Для этого учитель, работая с классом, выделяет различные индивидуальные смыслы, и, опираясь на них, отбирает те, которые наиболее отвечают научному содержанию знаний, подлежащих усвоению. Ученики не просто слушают рассказ учителя, а постоянно сотрудничают с ним, высказывают свои мысли, делятся своим опытом, обсуждают то, что предлагают одноклассники, отбирают с помощью учителя то содержание, которое закреплено научным знанием. Учитель постоянно обращается к классу с вопросами типа: что вы знаете об этом, какие признаки, свойства фигуры могли бы выделить, с какими из них вы уже встречались и т.д. В процессе такой беседы нет правильных или неправильных ответов, есть разные позиции, которые учитель начинает «отрабатывать» с позиции математики. Задача учителя – не принуждать, а убеждать учеников принять то содержание, которое заложено наукой. Ученики не просто усваивают готовые образцы, а осознают, как они получены, в какой мере соответствуют не только научному знанию, но и личностно значимым ценностям. Такая работа может проводиться только на уроке, где задан жестко контекст и содержание беседы, но их передача организуется как «встреча» различного понимания этого содержания учителем и учениками. Научное содержание рождается как знание, которым владеет не только учитель, но и ученик, происходит своеобразный обмен знаниями, коллективный отбор его содержания. Ученик при этом сам создает знания.

Построение технологии обучения математике на основе индивидуальных особенностей и учета целей развития каждого ребенка способствует не только повышению качества знаний учащихся, но и их саморазвитию, самореализации, что является одной из важнейших целей современного образования.

Категория: Доклады | Добавил: admin
Просмотров: 2638 | Загрузок: 0 | Комментарии: 2 | Рейтинг: 2.5/2
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Copyright MyCorp © 2024
Тебе, выпускник!
Это интересно...
Интересные факты