Каз Рус Главная Регистрация Вход
Приветствую Вас, Гость · RSS
Меню сайта
Категории
Доклады [8]
Сообщения [3]
Сайт живет ...
WOweb.ru - Scripts - JavaScript - Дни существования сайта
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Прогноз погоды

Виджет-закладки
 Всё обо всём
Главная » Файлы » Выступления » Доклады

ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ УЧАЩИХСЯ НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ КАК ОДИН ИЗ МЕТОДОВ ЛИЧНОСТНО-ОРИЕНТИРОВАННОГО ОБУЧЕНИЯ ( ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ). Есмагулова Г. С.
22.04.2011, 10:52

Сегодня мы переживаем, изменения во всех сферах жизни, которые не могут не затронуть и образовательную среду. Пришло осознание того, что детей надо учить по-новому, что проверенные веками методы обучения и воспитания не позволяют в достаточной степени обеспечить успешную адаптацию выпускников к жизни в современном обществе. Объем научной информации стремительно возрастает - за каждые десять лет он удваивается. Поэтому очевидно, что, сколько бы прочны и обширны не были знания ученика, он окажется беспомощным в жизни перед лавиной обрушившихся на него задач и проблем, если не научится учиться, изменять себя.

В последние годы образовательное пространство стремительно завоевывает личностно-ориентированное развивающее обучение. Развивающим является то обучение, которое соответствует индивидуальности ребенка, его потенциальным возможностям в приобретении знаний. Популярность личностно-ориентированного подхода в обучении обусловлена рядом объективных обстоятельств:

1.  Во-первых, динамичное развитие российского общества требует формирования в человеке не столько типичного, сколько ярко индивидуального, позволяющего ребенку стать и оставаться самим собой в быстро изменяющемся социуме.

2.  Во-вторых, современные школьники прагматичны в мыслях и действиях, мобильны и раскрепощены, а это требует от педагогов применения новых подходов и методов во взаимодействии с учащимися.

3.  В-третьих, современная школа остро нуждается в гуманизации отношений детей и взрослых.

Идеи и принципы, психолого-педагогические основы личностно-ориентированного обучения, модель которого создана доктором психологических наук И.С. Якиманской - наиболее привлекательны для решения задач развития личности учащегося, раскрытия их индивидуальности через учение.

Согласно концепции личностно-ориентированного обучения, каждый ученик – индивидуальность, активно действующий субъект образовательного пространства, со своими особенностями, ценностями, отношением к окружающему миру, субъектным опытом. В условиях личностно-ориентированного подхода каждый ученик для учителя предстает как уникальное явление. Учитель помогает каждому ученику реализовать свой потенциал, достичь своих учебных целей и развить личностные смыслы обучения.

Поэтому я, учитель начальных классов, изучая сущность личностно-ориентированного обучения, с новым набором учащихся приняла решение ввести в процесс обучения этих учащихся проектную и исследовательскую деятельности.  Метод проектов в полной мере реализует деятельностный подход к обучению, поскольку обучение происходит в процессе деятельности учащегося. Сам метод предусматривает личностный  подход в обеспечении мотивации  проектной деятельности, поэтому его можно характеризовать как личностно-ориентированный.

Проектная деятельность способствует формированию ключевых компетентностей учащихся, подготовки их к реальным условиям жизнедеятельности. Выводит процесс обучения и воспитания из стен школы в окружающий мир.

    Девизом этой деятельности могут служить слова выдающегося немецкого драматурга и философа Г.Э. Лессинга: «Спорьте, заблуждайтесь, ошибайтесь, но ради бога, размышляйте, и хотя и криво, да сами».

Главная идея метода проектов – направленность учебно-познавательной деятельности школьников на результат, который получается при решении практической или теоретической проблемы.

Проектное обучение создает положительную мотивацию для самообразо­вания. Поиск нужных материалов, комплектующих требует систематической работы со справочной литературой. По моим наблюдениям более 80% моих учащихся, выполняя проект, об­ращаются не только к учебникам, но и к  другой учебно-методической литературе, к ресурсам сети Интернет. Таким образом, включение проектной деятельности в учебный процесс способствует повышению уровня компетентности учащегося в области решения проблем и коммуникаций.

Включение школьников в проектную деятельность учит их размышлять, прогнозировать, предвидеть, формирует адекватную самооценку. Навыки проектирования необходимы в любой деятельности, каждый день и всю жизнь. Дети с большим воодушевлением работают над проектами, они сталкиваются с необычными проблемами, узнают много нового, используют свои знания, развивается самостоятельность. Из этого следует, что  метод проектов -  это эффективное дидактическое средство для обучения.

Данный вид деятельности распространен в  основном в старших классах, но я считаю, что его основы целесообразно вводить в учебный процесс с начальной школы. Проекты в начальных классах – это трудно? Это проблематично, так как дети ещё малы для проектирования. Конечно, возраст накладывает естественные ограничения на организацию проектной деятельности таких учащихся. Однако начинать вовлекать младших школьников в проектную деятельность нужно обязательно. Дело в том, что именно в младшем школьном возрасте закладывается ряд ценностных установок, личностных качеств и отношений. Если это обстоятельство не учитывается, если этот возраст рассматривается как малозначимый, «проходной» для метода проектов, то нарушается преемственность между этапами развития учебно-познавательной деятельности обучающихся и значительной части школьников и не удается впоследствии достичь желаемых результатов в проектной деятельности.

Введение проектно-исследовательской деятельности в начальных классах, безусловно, важно и необходимо, поскольку такая деятельность захватывает целостную личность ученика, вызывает к жизни не только умственные и практические умения, но и культурные и духовные способности развивающегося человека.

При организации проектной деятельности в начальной школе необходимо учитывать возрастные и психолого-физиологические особенности младших школьников.

Исследовательская деятельность в младшем школьном возрасте, соответствует природе ученика, его психологическим и духовным возможностям и потенциалам. Детская потребность в исследовательском поиске обусловлена биологически, ведь ребенок рождается исследователем. Даже дошкольник может осуществлять самостоятельную исследовательскую деятельность в форме некоторых видов игр. Вопрос только в том, чтобы для каждого возрастного периода начальной школы подобрать такие виды исследовательской деятельности, содержание и форма которой подходили бы возрасту ребенка.

Именно поэтому, начиная работу с новым набором учащихся, мною была запланирована научно-исследовательская работа. Первая два года я занималась подготовкой учащихся к проектной работе: проводились различные интеллектуальные конкурсы «Мудрый Совенок», «В гостях у дельфинят», экскурсии с выездом в Бурлинское лесничество, большое внимание уделялось развитию речевой культуре учащихся, ребята знакомились с культурой публичного выступления, информационными технологиями.

Первую проектную работу мы начали с учащимися в 3 классе, и это решение пришло не просто так. Многие учителя отмечают, что именно с третьего года обучения дети начинают действительно осознанно относиться к учению, проявлять интерес активный интерес к познанию окружающего. Это во многом связано с теми значительными изменениями, которые происходят в общем интеллектуальном развитии детей в данный период. В ходе работы над проектом я выступала в роли помощника, консультанта; смысл работы заключался не в передаче знаний, а в направлении деятельности ученика.

В 2009-2010 учебном году учащиеся впервые стали заниматься проектной работой, поэтому для начала мной была предложена общая  тема проекта: «Составление и решение задач на основе материала о редких и исчезающих животных ЗКО». В течение первого полугодия, мы с учащимися на основе собранных сведений о лосе, косуле и т.д. учились составлять задачи по 5 видам, затем,  во ΙΙ полугодии учащиеся выбирали индивидуально животных для изучения и составления на основе полученных числовых данных задач.  Ребята выбрали таких редких и исчезающих животных нашей области, занесенных в Красную книгу, как: гигантский слепыш, европейская норка, перевязка, русская выхухоль, сайгак. Это был долгосрочный, межпредметный (познание мира и математика) проект. По итогам работы учащиеся подготовили слайдовые презентации, буклеты, провели акцию «Берегите животных», выступили перед своими сверстниками из подшефной Бурлинской школы, где были розданы буклеты, составили более 250 задач для учащихся 3 классов.

По итогам работы у ребят было огромное желание и стремление поделиться результатами своей работы. Заключительным этапом работы была защита своих исследований. Итак, в результате была подготовлена и   проведена Ι школьная научно-практическая конференция «Время  Почемучек». Свои работы защищали  7 учащихся. Работа конференции была направлена на приобретение детьми навыков самообразования и опыта реализации своих лидерских способностей. Основной целью проведения научно-практической конференции «Время Почемучек» было создание условий для развития у школьников креативности, самостоятельности мышления, навыков владения предметом исследования, расширения кругозора.

Участие в научно-практической конференции позволило учащимся сформировать интерес не только к образовательным предметам, но и к окружающему миру в целом; участие в конференции (по словам Н.Н. Рукавишникова, летчика-космонавта) «развивает способность и умение самостоятельно думать, мыслить неформально. Это умение – основа того, чтобы потом служить развитию большой науки».

Научно-практическая конференция «Время Почемучек» позволила учащимся научиться:

  •  Слушать и слышать друг друга.
  • Выслушивать мнение других и уметь настоять на своем.
  • Задавать вопросы и правильно, корректно отвечать на них.
  •  Приобрести навык индивидуальной и групповой работы, направленной на решение конкретной задачи.
  •  Принимать решение и, часто, неординарное.
  •  Достойно не только выигрывать, но и проигрывать.
  •  Радоваться не только собственным успехам, но и успехам других.

Подводя итоги над данной проектной работой,  хочется отметить, некоторые результаты, которые были достигнуты в результате работы:

1.    Улучшились умения составления и решения задач.

2.    Появился интерес к изучению малоизвестных животных.

3.    Составлены карты с ареалом обитания животных.

4.    Подготовлены задания занимательного характера.

5.    Собрана богатая информация о животных.

6.    Составлено более 250 задач по 5 видам.

 Проектные работы учащихся были актуальными и своевременными: учащиеся расширили и углубили свои знания о животных, занесенных в Красную книгу РК, искали пути сохранения животных, воспитывали бережное  отношение к животным. Выполняя свои работы, ребята осваивали методы творческой деятельности, учились самостоятельно находить и анализировать информацию, получать и применять свои знания, приобретать умения и навыки практической работы, опыт составления и решения задач, чего так не хватает сегодняшним школьникам.

В 2010-2011 учебном году мы продолжили работу, а т.к. учащиеся уже были знакомы с этим видом работы, то темы выбирали сами. На ΙΙ школьную НПК «Время Почемучек» были представлены такие работы: « Лебедь – птица верности. Лебединая верность в моей семье», «Вулканы», «Дельфины», «Великая Отечественная война в истории моей семьи», «Квилинг. Выставка выполненных работ», «Ландыши. Рецепты моей бабушки».

В результате работы этого года также был собран огромный материал о животных, растениях; материал об участнике Великой Отечественной войны передан в школьный музей; теперь у нас имеется отличный фильм о «целителях»-дельфинах, отснятый и смонтированный папой одной из учениц, макет вулкана, выполненный учащимися; большая коллекция работ ученика.

В заключение работы хотелось бы привести слова писателя Кларка: «Мало знать, надо и применять. Мало очень хотеть, надо и делать!». Эти слова могли бы стать девизом проектной деятельности в начальной школе.

Категория: Доклады | Добавил: admin
Просмотров: 5322 | Загрузок: 0 | Комментарии: 1 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Copyright MyCorp © 2024
Тебе, выпускник!
Это интересно...
Интересные факты