Сегодня
мы переживаем, изменения во всех сферах жизни, которые не могут не затронуть и
образовательную среду. Пришло осознание того, что детей надо учить по-новому,
что проверенные веками методы обучения и воспитания не позволяют в достаточной
степени обеспечить успешную адаптацию выпускников к жизни в современном
обществе. Объем научной информации стремительно возрастает - за каждые десять
лет он удваивается. Поэтому очевидно, что, сколько бы прочны и обширны не были
знания ученика, он окажется беспомощным в жизни перед лавиной обрушившихся на
него задач и проблем, если не научится учиться, изменять себя.
В последние
годы образовательное пространство стремительно завоевывает
личностно-ориентированное развивающее обучение. Развивающим является то
обучение, которое соответствует индивидуальности ребенка, его потенциальным
возможностям в приобретении знаний. Популярность личностно-ориентированного
подхода в обучении обусловлена рядом объективных обстоятельств:
1. Во-первых, динамичное развитие
российского общества требует формирования в человеке не столько типичного,
сколько ярко индивидуального, позволяющего ребенку стать и оставаться самим
собой в быстро изменяющемся социуме.
2. Во-вторых, современные школьники
прагматичны в мыслях и действиях, мобильны и раскрепощены, а это требует от
педагогов применения новых подходов и методов во взаимодействии с учащимися.
3. В-третьих, современная школа остро
нуждается в гуманизации отношений детей и взрослых.
Идеи и принципы,
психолого-педагогические основы личностно-ориентированного обучения, модель
которого создана доктором психологических наук И.С. Якиманской - наиболее
привлекательны для решения задач развития личности учащегося, раскрытия их
индивидуальности через учение.
Согласно концепции
личностно-ориентированного обучения, каждый ученик – индивидуальность, активно
действующий субъект образовательного пространства, со своими особенностями, ценностями,
отношением к окружающему миру, субъектным опытом. В условиях
личностно-ориентированного подхода каждый ученик для учителя предстает как
уникальное явление. Учитель помогает каждому ученику реализовать свой
потенциал, достичь своих учебных целей и развить личностные смыслы обучения.
Поэтому я, учитель начальных классов, изучая сущность
личностно-ориентированного обучения, с новым набором учащихся приняла решение
ввести в процесс обучения этих учащихся проектную и исследовательскую
деятельности. Метод проектов в полной
мере реализует деятельностный подход к обучению, поскольку обучение происходит
в процессе деятельности учащегося. Сам метод предусматривает личностный подход в обеспечении мотивации проектной деятельности, поэтому его можно
характеризовать как личностно-ориентированный.
Проектная деятельность способствует формированию
ключевых компетентностей учащихся, подготовки их к реальным условиям
жизнедеятельности. Выводит процесс обучения и воспитания из стен школы в
окружающий мир.
Девизом этой деятельности могут служить слова выдающегося немецкого драматурга
и философа Г.Э. Лессинга: «Спорьте, заблуждайтесь, ошибайтесь, но ради бога,
размышляйте, и хотя и криво, да сами».
Главная идея метода проектов –
направленность учебно-познавательной деятельности школьников на результат,
который получается при решении практической или теоретической проблемы.
Проектное обучение создает
положительную мотивацию для самообразования. Поиск нужных материалов,
комплектующих требует систематической работы со справочной литературой. По моим
наблюдениям более 80% моих учащихся, выполняя проект, обращаются не только к
учебникам, но и к другой
учебно-методической литературе, к ресурсам сети Интернет. Таким образом,
включение проектной деятельности в учебный процесс способствует повышению
уровня компетентности учащегося в области решения проблем и коммуникаций.
Включение школьников в проектную деятельность учит их
размышлять, прогнозировать, предвидеть, формирует адекватную самооценку. Навыки
проектирования необходимы в любой деятельности, каждый день и всю жизнь. Дети с
большим воодушевлением работают над проектами, они сталкиваются с необычными
проблемами, узнают много нового, используют свои знания, развивается
самостоятельность. Из этого следует, что метод проектов - это эффективное
дидактическое средство для обучения.
Данный вид деятельности распространен в основном
в старших классах, но я считаю, что его основы целесообразно вводить в учебный
процесс с начальной школы. Проекты в начальных классах – это трудно? Это
проблематично, так как дети ещё малы для проектирования. Конечно, возраст
накладывает естественные ограничения на организацию проектной деятельности
таких учащихся. Однако начинать вовлекать младших школьников в проектную
деятельность нужно обязательно. Дело в том, что именно в младшем школьном
возрасте закладывается ряд ценностных установок, личностных качеств и отношений.
Если это обстоятельство не учитывается, если этот возраст рассматривается как
малозначимый, «проходной» для метода проектов, то нарушается преемственность
между этапами развития учебно-познавательной деятельности обучающихся и
значительной части школьников и не удается впоследствии достичь желаемых
результатов в проектной деятельности.
Введение проектно-исследовательской деятельности в
начальных классах, безусловно, важно и необходимо, поскольку такая деятельность
захватывает целостную личность ученика, вызывает к жизни не только умственные и
практические умения, но и культурные и духовные способности развивающегося
человека.
При организации проектной деятельности в начальной
школе необходимо учитывать возрастные и психолого-физиологические особенности
младших школьников.
Исследовательская деятельность в младшем школьном
возрасте, соответствует природе ученика, его психологическим и духовным
возможностям и потенциалам. Детская потребность в исследовательском поиске
обусловлена биологически, ведь ребенок рождается исследователем. Даже
дошкольник может осуществлять самостоятельную исследовательскую деятельность в
форме некоторых видов игр. Вопрос только в том, чтобы для каждого возрастного
периода начальной школы подобрать такие виды исследовательской деятельности,
содержание и форма которой подходили бы возрасту ребенка.
Именно поэтому, начиная работу с новым набором
учащихся, мною была запланирована научно-исследовательская работа. Первая два
года я занималась подготовкой учащихся к проектной работе: проводились
различные интеллектуальные конкурсы «Мудрый Совенок», «В гостях у дельфинят»,
экскурсии с выездом в Бурлинское лесничество, большое внимание уделялось
развитию речевой культуре учащихся, ребята знакомились с культурой публичного
выступления, информационными технологиями.
Первую проектную работу мы начали с учащимися в 3
классе, и это решение пришло не просто так. Многие учителя отмечают, что именно
с третьего года обучения дети начинают действительно осознанно относиться к
учению, проявлять интерес активный интерес к познанию окружающего. Это во
многом связано с теми значительными изменениями, которые происходят в общем
интеллектуальном развитии детей в данный период. В ходе работы над проектом я
выступала в роли помощника, консультанта; смысл работы заключался не в передаче
знаний, а в направлении деятельности ученика.
В 2009-2010 учебном году учащиеся впервые стали
заниматься проектной работой, поэтому для начала мной была предложена общая тема проекта: «Составление и решение задач на
основе материала о редких и исчезающих животных ЗКО». В течение первого
полугодия, мы с учащимися на основе собранных сведений о лосе, косуле и т.д.
учились составлять задачи по 5 видам, затем, во ΙΙ полугодии учащиеся выбирали
индивидуально животных для изучения и составления на основе полученных числовых
данных задач. Ребята выбрали таких
редких и исчезающих животных нашей области, занесенных в Красную книгу, как:
гигантский слепыш, европейская норка, перевязка, русская выхухоль, сайгак. Это
был долгосрочный, межпредметный (познание мира и математика) проект. По итогам
работы учащиеся подготовили слайдовые презентации, буклеты, провели акцию «Берегите
животных», выступили перед своими сверстниками из подшефной Бурлинской школы,
где были розданы буклеты, составили более 250 задач для учащихся 3 классов.
По итогам работы у ребят было огромное желание и
стремление поделиться результатами своей работы. Заключительным этапом работы
была защита своих исследований. Итак, в результате была подготовлена и проведена Ι школьная научно-практическая
конференция «Время Почемучек». Свои
работы защищали 7 учащихся. Работа конференции была направлена на приобретение детьми
навыков самообразования и опыта реализации своих лидерских способностей. Основной
целью проведения научно-практической конференции «Время Почемучек» было создание
условий для развития у школьников креативности, самостоятельности мышления,
навыков владения предметом исследования, расширения кругозора.
Участие в научно-практической конференции позволило
учащимся сформировать интерес не только к образовательным предметам, но и к окружающему
миру в целом; участие в конференции (по словам Н.Н. Рукавишникова, летчика-космонавта)
«развивает способность и умение самостоятельно думать, мыслить неформально. Это
умение – основа того, чтобы потом служить развитию большой науки».
Научно-практическая конференция «Время
Почемучек» позволила учащимся научиться:
- Слушать и слышать друг друга.
- Выслушивать мнение других и
уметь настоять на своем.
- Задавать вопросы и правильно,
корректно отвечать на них.
- Приобрести навык индивидуальной и
групповой работы, направленной на решение конкретной задачи.
- Принимать решение и, часто, неординарное.
- Достойно не только выигрывать, но и
проигрывать.
- Радоваться не только собственным успехам,
но и успехам других.
Подводя итоги над данной проектной
работой, хочется отметить, некоторые результаты,
которые были достигнуты в результате работы:
1. Улучшились
умения составления и решения задач.
2. Появился
интерес к изучению малоизвестных животных.
3. Составлены
карты с ареалом обитания животных.
4. Подготовлены
задания занимательного характера.
5. Собрана
богатая информация о животных.
6. Составлено
более 250 задач по 5 видам.
Проектные работы учащихся были актуальными и
своевременными: учащиеся расширили и углубили свои знания о животных,
занесенных в Красную книгу РК, искали пути сохранения животных, воспитывали
бережное отношение к животным. Выполняя
свои работы, ребята осваивали методы творческой деятельности, учились
самостоятельно находить и анализировать информацию, получать и применять свои
знания, приобретать умения и навыки практической работы, опыт составления и
решения задач, чего так не хватает сегодняшним школьникам.
В 2010-2011 учебном году мы продолжили
работу, а т.к. учащиеся уже были знакомы с этим видом работы, то темы выбирали
сами. На ΙΙ школьную НПК «Время Почемучек» были представлены такие работы: «
Лебедь – птица верности. Лебединая верность в моей семье», «Вулканы»,
«Дельфины», «Великая Отечественная война в истории моей семьи», «Квилинг.
Выставка выполненных работ», «Ландыши. Рецепты моей бабушки».
В результате работы этого года также был
собран огромный материал о животных, растениях; материал об участнике Великой
Отечественной войны передан в школьный музей; теперь у нас имеется отличный
фильм о «целителях»-дельфинах, отснятый и смонтированный папой одной из учениц,
макет вулкана, выполненный учащимися; большая коллекция работ ученика.
В заключение работы хотелось бы привести
слова писателя
Кларка: «Мало
знать, надо и применять. Мало очень хотеть, надо и делать!». Эти
слова могли бы стать девизом проектной деятельности в начальной школе.
|